Кто
из взрослых не сталкивался с капризным детским "Не хочу!"? Отлично
понимаем и сочувствуем тем родителям, которых этот возглас способен
довести до белого каления... Но как бороться с упрямыми "нехочухами"?
Давайте
возьмем классическую ситуацию - «не хочу есть кашу (суп, котлету)!» и
обсудим, как с ней быть. Разумеется, предварительно исключив
обоснованные отказы от еды (ребенок заболевает, недавно поел у бабушки
и т.п.). А если проблема приобретает хронический характер?
Есть
хорошее правило: «Не так важно, что происходит, гораздо важнее, как к
этому относишься». Если, услышав «не хочу!», начать настаивать либо
скучно, по-взрослому, доказывать, что каша (суп, котлета) полезна и
надо обязательно ее скушать, можно угодить в лобовую атаку маленького
тирана, лишь разогрев этим его азарт упрямства или спровоцировав
«артобстел» в виде истерики. И уж тут никакая пища впрок не пойдет, а
выносливость кормильца-кормилицы подвергнется жесточайшему испытанию.
Значит, первое, что требуется - сойти с тропы войны (шансы неравны, исход неблагоприятен). А что там маячит на мирной дорожке?
Сотворчество
Помните,
как Дениска Кораблев маялся с ненавистной манной кашей, когда мама
предложила модель «если - то»: съешь кашу, пойдем в Кремль? Чем только
не сдабривал ее: и сахаром, и солью, и хреном... Можно, не дожидаясь
подобных экспериментов, предложить: «Ванечка, как бы нам кашку
повкуснее сделать? Как думаешь, что в нее лучше добавить: изюм или
банан?» С учетом выбора (хоть бы он и состоял в чем-то третьем, если
оно имеется в наличии) можно пойти еще дальше: «Давай я порежу, а ты
будешь раскладывать в тарелке, чтобы было красиво».
Сотворчество
- превосходный способ увлечь ребенка. Закрепить позитивный настрой
можно, резюмируя: «Кашка так довольна, что ты ее украсил, сама в рот
просится... Последняя ложка осталась, смотри. Она будто говорит тебе
«до новой встречи!». Будем в следующий раз вместе ее готовить, раз у
нас так хорошо получилось?»
А можно подловить «нехочуху» на
любви к прекрасному: уложить еду в форме домика, бабочки, цветка. Держу
пари, устоять ему будет трудно, особенно если сам участвовал в
сооружении этой красоты или хоть что-нибудь туда добавил (трубу из
морковки к домику, веточку петрушки - к цветку и др.). Цветок из
котлеты гораздо вкуснее, чем просто котлета, поверьте.
Сюрприз
В
самом примитивном исполнении можно использовать новую тарелку с
неизвестным рисунком на ее дне, оговорив, что увидеть его можно только
когда тарелка опустеет. На это «ведется» далеко не каждый «вождь
краснокожих». Зато если анонсировать сюрприз, а потом перевернуть
опустошенную в его предвкушении тарелку, к донышку которой,
оказывается, скотчем прикреплена наклейка - это наверняка вызовет
радость. Да и ту же модель «если - то» можно обновить, показав
перед едой письмо от сказочного героя, которое тот велел прочесть после
еды. В этом письме могут оказаться просто теплые слова, открытка или
даже «карта сокровищ», пройдя по которой, можно отыскать... десерт,
например. А вам-то как весело будет наблюдать или участвовать в
поисках!
В некоторых случаях вместо письма может оказаться
посылка (например, с новой книгой, которую ребенок еще не видел). Моей
дочке бандероли «слал» Страшила - любимейший персонаж, который еще и
звонил время от времени, справляясь, в том числе, и об аппетите. Пару
лет она была абсолютно убеждена в реальности общения с ним и до сих пор
вспоминает, какая это была радость.
Фантазия На
традиционное «не хочу кашу!» можно ответить вопросом: «А где тут каша?
Это огромный океан, смотри-смотри, какие волны поднимаются. Ух ты, он
грозится потопить весь мир и вызывает померяться силами богатыря,
считая, что никто с ним не справится! Ну-ка, осилишь задаваку?»
На
«не хочу суп!» можно придумать сказочную ситуацию об озере (колодце), в
котором хранятся волшебные дары. Каждый, кто их отведает, получает
особое качество: от кубиков картошки - силу, от полосок капусты -
смелость, от колесиков морковки - смекалку и т.п. Не забудьте проверить
бицепсы после обеда! И главное - не забывайте, что у вас фантазии хоть
отбавляй, к тому же есть помощник - дочь или сын, который, может
статься, начнет сам вдохновенно придумывать сюжеты.
Игра
заразительна, поскольку возможна лишь при интересе участников. И кто
сказал, что играть можно только в специально отведенное время! Но ведь
каждый раз не будешь цирк устраивать с едой, правда? Можно и по-другому.
Компромисс Договариваться,
приправляя гастрономический сюжет воспитательным, - тоже неплохо.
Например, оговорив количество ложек каши, которые нужно съесть, а
остальное можно оставить. В результате то нечего будет оставлять, то на
донышке останется... У вас же есть глазомер, используйте. И, кстати, не
допускайте шулерства: полложки в рот - не считается, только полная!
(если это произносить со смехом, то возражения последуют крайне редко).
А можно вступать в компромисс с помощью замены посуды.
- Мам, я не хочу суп. - Хорошо, дочка, тогда я тебе чуть-чуть положу, ладно? Вот в эту мисочку. Ребенок рад, что его мнение учли, с аппетитом съедает суп, не подозревая, что там его было столько же, что и в тарелке.
Может,
кто-то из особо совестливых взрослых скажет, что это манипуляция. А я
так думаю, что близко к игре в «на равных». Именно так это и
воспринимается «нехочухами». Вот и дочка моя хохочет, вспоминая, какой
вкусный суп был в мисочке, хоть для нее сейчас не секрет, сколько его
туда помещалось.
...А куда подевались наши «нехочухи»? Всё
съели и исчезли... Да они всего лишь хотели внимания в той форме,
которая предполагает уважение. Давайте уважать хозяев будущего, чтобы и
они этому научились тоже!
Источник: http://www.Shkolazhizni.ru |